Задвижки параллельные фланцевые

131288     Задвижка — трубопроводная арматура, в которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Задвижки — очень распространённый тип запорной арматуры. Они широко применяются практически на любых технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 миллиметров в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других при рабочих давлениях до 25 МПа и температурах до 565 °C.

Широкое распространение задвижек объясняется рядом достоинств этих устройств, среди которых:

  • сравнительная простота конструкции;
  • относительно небольшая строительная длина;
  • возможность применения в разнообразных условиях эксплуатации;
  • малое гидравлическое сопротивление.

Последнее качество делает задвижки особенно ценными для использования в магистральных трубопроводах, для которых характерно постоянное высокоскоростное движение среды.

Задвижка с выдвижным шпинделем

В такой конструкции резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.

Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника.

Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.

 

ООО «Научно-Коммерческое Предприятие «Днипро»

Задвижка параллельная фланцевая PN16, PN 25

ZF-P-АА.01

ZF-P-АА.02

ZF-P-СС.01

ПАСПОРТ

техническое описание и инструкция по эксплуатации

 

 

 

  • 1 Введение
    • Паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначены для ознакомления с устройством изделия и правилами эксплуатации.

Настоящий документ распространяется на задвижки параллельные двух­дисковые

  • 2 Назначение
    • Задвижки применяются в качестве запорных устройств на трубопроводах для перекрытия рабочей среды, параметры которой приведены в табл.1,2,3.
    • Запорную арматуру использовать в качестве регулирующей или дроссельной не разрешается.

Технические характеристики

 

                                                                                           

Давление номинальное PN. МПа(кг/см2) 1,0 (10); 1,6 (16); 2,5 (25)
Управление ручное (от маховика), электропривод
Направление рабочей среды с любой стороны магистральных фланцев
Установочное положение на трубопроводе  любое
Строительная длина по ГОСТ 3706-93
Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей корпуса по ГОСТ 12815-80
Характеристика рабочей среды для чугунной задвижки ZFPAA.01:
Класс герметичности затвора А, АА, В, С, D по ГОСТ 9544-94
Температура окружающей среды, 0С от -15до +40
Температура рабочей среды, 0С до +225
Рабочая среда Вода, пар, масло, нефтепродукты, газ, неагрессивные среды
Характеристика рабочей среды для чугунной задвижки ZFPAA.02:
Класс герметичности затвора А, АА, В, С, D по ГОСТ 9544-94
Температура окружающей среды, 0С от -15 до +40
Температура рабочей среды, 0С от -20 до +100
Рабочая среда Вода, неагрессивные среды
Характеристика рабочей среды для стальной задвижки ZFP-СС:
Класс герметичности затвора А, АА по ГОСТ 9544-94
Температура окружающей среды, 0С от -15до +40
Температура рабочей среды, 0С -70+450
Рабочая среда Вода, пар, масло, нефтепродукты, газ, неагрессивные среды
  • 3 Технические данные

 

  • Основные параметры задвижек двухдисковых PN 16, DN50-80 приведены в таблице 1, рис.1

 

DN, мм L, мм A, мм Н, мм Н1, мм D0, мм В, мм D1, мм D2, мм d, мм n,шт Масса, кг
DN 50 180 310 248 305 160 125 125 102 18 4 10.1
DN 80 210 374 305 365 160 150 160 133 18 4 14.5
  • Основные параметры задвижек двухдисковых PN 16, DN100-300 приведены в таблице 2, рис.2

 

Таблица 2

DN, мм L, мм А, мм Н, мм Н1, мм D0, мм D, мм D1, мм D2, мм d, мм n,шт Масса, кг
DN 100 230 426 325 415 190 215 180 158 18 8 22
DN 150 280 580 451 574 238 280 240 212 22 8 42
DN 200 330 714 554 715 290 335 295 268 22 12 73
DN 250 450 845 640 820 405 355 320 26 12 160
DN 300 500 1185 825 1070 460 410 370 26 12 230
  • Основные параметры задвижек двухдисковых PN 25, DN50-300 приведены в таблице 3,

Таблица 3

DN, мм L, мм А, мм Н, мм Н1, мм D0, мм D, мм D1, мм D2, мм d, мм n,шт Масса, кг
DN 50 180 318 248 305 160 160 125 102 18    4 12
DN 80 210 392 305 365 160 195 160 133 18 8 16.5
DN 100 230 434 325 415 190 230 190 158 22 8 24
DN 150 280 590 451 574 238 300 250 212 26 8 47,5
DN 200 330 726 554 715 290 360 310 278 26 12 83
DN 250 450 845 640 820 425 370 335 30 12 178
DN 300 500 1205 825 1070 485 430 390 30 16 256

Таблица 4

DN D D1 D2 H
DN 200 42 40 74 80
DN 250 42 40 74 110
DN 300 42 40 74 180

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Г16003-250-03 ZF-P-AA У1
05 ZF-P-AA вода Т1 ручной 168 450 1025/1280 460
06 ZF-P-AA пар У1
06 ZF-P-AA Т1 эл.привод 212 450 1324 645***
250 12 ZF-P-CC У1
14 ZF-P-CC нефть Т1 ручной 166 450 1025/1280 460
15 ZF-P-CC масла У1
17 ZF-P-CC Т1 эл.привод 212 450 1324 645***
300 ГЛ16003-300-03 ZF-P-AA вода

пар

У1 ручной 242 500 1195/1505 508
05 ZF-P-AA Т1
06 ZF-P-AA У1 эл.привод 277 500 1490 645***
08 ZF-P-AA Т1
12 ZF-P-CC нефть

масла

У1 ручной 232 500 1195/1505 508
14 ZF-P-CC Т1
15 ZF-P-CC У1 эл.привод 277 500 1490 645***
17 ZF-P-CC Т1

 

  • Сведения об уплотнительных материалах, имеющихся в изделии, приведены в

таблице 5.

Таблица 5

 

Наименование изделия Материал уплотнений
ZF-P-AA.01 Сталь 20X13, 12Х18Н10Т
ZF-P-AA.02  EPDM
ZF-P-CC.01 Сталь 20X13, 12Х18Н10Т

 

 

  • Упаковка КУ-0 по ГОСТ 23170. Внутренняя упаковка ВУ — 0 по ГОСТ 9.014

 

3.6 Задвижки относятся к классу ремонтируемых, восстанавливаемых изделий с нерегламентированной дисциплиной восстановления.

 

Номенклатура показателей:

 

Средний срок службы до списания, лет, не менее                 -6,

Средний ресурс до списания, циклов (часов), не менее      — 1700 (49000)

Средняя наработка на отказ, циклов (часов), не менее         — 400 (12250)

Критерии отказов:

  • протечка в затворе превышающая максимально допустимую, после закрытия затвора,
  • заклинивание подвижных частей задвижки и привода;
  • неустранимый дополнительной подтяжкой пропуск среды через прокладочные и сальниковое соединения;
  • отрыв дисков от шпинделя.

 

Критерии предельных состояний:

  • потеря плотности и прочности материала деталей, работающих под давлением;
  • невосстановимый износ уплотнительной поверхности затвора.

 

  • 4 Состав изделия и комплект поставки
  • Задвижка состоит из деталей, приведенных в таблице 6.

                                                                                                                                           Таблица 6

Наименование деталей Материал, ГОСТ
Корпус, крышка, диск, штурвал, сальник, гайка, клин Чугун СЧ20 ГОСТ 1412-85 / Сталь 25Л       ГОСТ 977-88
Шток Сталь 20X13 ГОСТ5632
Кольцо в корпус, диск Сталь 20X13 ГОСТ5632
Втулка резьбовая Чугун СЧ20 ГОСТ 1412-85 / Латунь ЛС 59 ГОСТ  15527-2004

 

  • В комплект поставки входит:

а) для задвижек с ручным управлением:

задвижка в сборе -1,

паспорт с технической характеристикой и инструкцией по эксплуатации- 2 шт. на партию задвижек,

б) для задвижек с электроприводом (при комплектации электроприводом)

задвижка в сборе -1, электропривод — 1

паспорт с технической характеристикой и инструкцией по эксплуатации- 2 шт. на партию задвижек.

Комплектующие изделия и техническая документация на электропривод упакованы в ящик совместно с электроприводом.

 

  • Задвижки диаметром 200 и выше подвергаются гарантийному пломбированию.
  • Комплектация задвижек ответными фланцами, прокладками и метизами осуществляется по особому требованию потребителя.

 

  • 5 Устройство и принцип работы изделия
  • Задвижки параллельные двухдисковые ZF-P состоят из следующих основных частей (см.рис. 1,2,3), корпус -1, крышка — 5, клин — 7, два диска — 3, шток — 8, сальник-11, втулка 6, орган ручного управления или электропривод-10.
  • Закрытие задвижки происходит при вращении органа управления с резьбовой втулкой по часовой стрелке (для электроприводных задвижек — приводной вал электро­привода при помощи сопряжения кулачковых втулок производит вращение резьбо­вой втулки), в результате чего шток совершает поступательное движение. При закрытии шток с дисками, и клином между ними, опускается. Диск, упираясь в опорную поверхность дна корпуса, а клин раздвигает диски и плотно прижимает уплотни­тельные поверхности дисков к уплотнительным поверхностям корпуса, при этом достигается плотность закрытия прохода.
  • Диски перемещаются по направляющим в корпусе, между крышкой и корпусом помещена паронитовая прокладка.
  • Для предупреждения прохода среды между крышкой и штоком в сальниковой камере помещается набивка, поджимаемая сальником 11.
  • Управление задвижками (DN50-DN200) производится вручную с помощью органа ручного управления (маховика, штурвала или рукоятки). Для закрытия и в начальный момент открытия задвижки, если усилия одного человека недостаточно, допускается применение дополнительного рычага.
  • Управление задвижками (DN200-DN300) осуществляется от электропри­вода на двух режимах: электрическом и ручном (см. инструкцию по монтажу и эксплуатации электропривода).
  • 6 Указание мер безопасности
  • К управлению арматурой допускается только квалифицированный персонал, обладающий необходимыми знаниями и навыками и ознакомленный с устройством и принципом работы задвижки и электропривода.
  • Перед включением электропривода задвижки следует убедиться в исправ­ности системы электропитания.
  • Лица, обслуживающие задвижки с электроприводом, обязаны знать и выпол­нять общие правила техники безопасности при работе с механизмами, имеющими электропривод.
  • Осмотр и ремонт задвижек необходимо производить при выключенном электропитании.
  • Для обеспечения безопасности категорически запрещается производить работы по устранению дефектов при наличии давления рабочей среды в трубопроводе.
  • При управлении задвижкой необходимо следить за тем, чтобы к органу управ­ления не были приложены чрезмерно большие усилия, которые могут сломать задвижку.
  • Для обеспечения безопасности категорически запрещается применять удлинители к ключам для крепежных деталей.
  • Обслуживающий персонал, производящий работы по консервации арматуры, должен иметь средства индивидуальной защиты (очки, рукавицы и т.д.) и соблюдать правила противопожарной безопасности.
  • Правила безопасной работы с электроприводом изложены в инструкции на электропривод.
  • Требования безопасности по ГОСТ 12.2.063-81.

 

  • 7 Размещение и монтаж
  • Задвижки из серого чугуна, независимо от среды, рабочего давления и температуры, не допускается применять на трубопроводах, подверженных вибрации.
  • Задвижки устанавливают:
  • На горизонтальном трубопроводе — органом ручного управления, электроприводом вверх с вертикальным расположением шпинделя.
  • На вертикальном трубопроводе — в положение » плашмя» с горизонтальным расположением шпинделя. При установке задвижек в положении » плашмя” должна быть предусмотрена дополнительная опора под электропривод.
  • При установке электроприводных задвижек в положение «плашмя» должна быть предусмотрена дополнительная опора под корпус электропривода.
  • Установка задвижек органом управления вниз не допускается.
  • Задвижка должна устанавливаться в местах, доступных для осмотра и обслуживания и содержаться в опрятном состоянии.
  • Перед установкой арматуры трубопровод должен быть тщательно очищен от грязи, песка, окалины и др.
  • Устанавливаемую задвижку необходимо подвергнуть осмотру, удалить грязь, ржавчину, расконсервировать горячей водой и протереть внутренние поверхности, произвести подтяжку болтов прокладочных соединений, проверить задвижку на герме­тичность водой номинальным давлением.
  • Арматура не должна испытывать нагрузок от трубопровода (изгиб, сжатие, растяжение, кручение, перекосы, вибрации, несоосность патрубков, неравномерность затяжки крепежа). При необходимости должны быть предусмотрены опоры или компенсаторы, снимающие нагрузку на арматуру от трубопровода.
  • При монтаже между фланцами задвижки и трубопровода устанавливаются прокладки. Затяжка болтовых соединений производится гаечным ключом нормальным усилием. После монтажа работа задвижки должна быть проверена органом ручного управления или ручным дублером электропривода.
  • Монтаж электропривода следует производить согласно инструкции на электропривод. При установке на открытом воздухе электропривод должен быть защищен от прямого воздействия атмосферных осадков.

Площадь помещения, в котором помещается задвижка с электроприводом, должна обеспечивать возможность нормальной работы задвижки.

В помещении должна быть предусмотрена силовая подводка электропитания и шины заземления.

При монтаже задвижек DN 200, 250, 300 с электроприводом вместо заглушки электропривода ставить кожух (рис.4).

 

  • 8 Маркировка
  • В соответствии с ГОСТ 4666 маркировка выполняется на корпусе задвижки литым шрифтом и содержит следующие данные:

а) товарный знак завода-изготовителя;

б) номинальное давление, указанное буквами PN и его величиной;

в) номинальный диаметр буквами DN и цифрами;

г) обозначение материала деталей, находящихся под давлением — СЧ 18.

  • На органе ручного управления маркируется «3» (закрыто) и «О» (открыто) шрифтом №10 для указания направления вращения, а также наносится отличительная окраска в виде кружка или полосы красного цвета для задвижек.
  • 9 Техническое обслуживание
  • В процессе эксплуатации задвижки должны периодически осматриваться. Обнаруженные течи в прокладочных соединениях и сальнике своевременно ликвидируются. Выявленная не плотность должна быть устранена подтягиванием болтов. Подтяжка анкерных болтов должна производиться равномерно во избежание перекоса сальника.
  • Если невозможно добиться устранения течи сальника через сальниковую камеру подтягиванием болтов, сальниковую набивку необходимо сменить.
  • После окончательного уплотнения сальниковой набивки втулка сальника должна войти в гнездо не менее чем на 2 мм, но не более чем на 30% от своей высоты. Затяжка сальника должна обеспечить герметичность и в то же время не должна препятствовать свободному движению шпинделя.
  • При обнаружении течи через затвор задвижки, последняя снимается с трубо­провода и разбирается. Освобождается крышка (свинчиваются гайки с болтов, крепящих корпус и крышку) и снимается с корпуса в сборе с дисками.

Проверяется чистота уплотнительных поверхностей. При наличии задиров или царапин следует произвести проточу и притирку уплотнительных поверхностей.

  • Конструкция задвижки предусматривает возможность ремонта уплотнитель­ных поверхностей путем проточки и притирки.
  • После проточки и притирки уплотнительные поверхности промыть уайт-спиритом и протереть ветошью. Вновь собрать (установить крышку в сборе на корпус, предварительно положив между ними прокладку).
  • При техническом обслуживании необходимо соблюдать меры безопасности, указанные в разделе 6 настоящего документа.
  • Резьбу штока следует периодически очищать от грязи и смазывать (рекомендуемая смазка ЦИАТИМ -221 ГОСТ 6267). Смазка деталей бугельного узла электроприводной задвижки производится через масленку.
  • Обслуживание электропривода осуществляется согласно инструкции на электропривод.
  • Периодичность осмотра и объем работ при техническом уходе зависят от условий работы арматуры, места ее установки, свойств и параметра среды и т.д.

 

  • 10 Правила хранения.
    • Задвижки должны храниться в складских помещениях или под навесом, защищенными от прямых солнечных лучей и удаленными не менее чем на 1 метр от теплоизлучающих приборов, а также не должны подвергаться воздействию масел и бензина.
    • Проходные отверстия должны быть закрыты заглушками.
    • При хранении задвижек и запасных частей свыше гарантийного срока 12 месяцев, потребитель должен произвести переконсервацию согласно ГОСТ 9.014.
    • При хранении задвижек не допускается ее разборка и снятие пломбы завода-изготовителя.
  • 11 Характерные неисправности и методы их устранения
  • Конструкция задвижки параллельной двухдисковой PN10 надежна и при правильной эксплуатации обеспечивает длительную работу изделия.
  • В процессе эксплуатации задвижки могут возникнуть неисправности, вероятные причины и методы устранения которых указаны в таблице 7.

                                                                                                                                           Таблица 7

Наименование неисправностей и их признаки Вероятная причина Метод устранения
Нарушение герметичности затвора 1. Не полностью закрыт затвор 1. Приложить требуемое усилие на органе ручного управления или закрыть затвор задвижки согласно инструкции на электропривод
2. Износ или повреждение уплотнительных поверхностей. 2. Снять задвижку с тру­бопровода и устранить дефект.
Нарушение герметичности прокладочных соединений. 1. Недостаточно уплотне­на прокладка, ослаблена затяжка болтов в процессе эксплуатации. 1. Уплотнить соединение дополнительной затяжкой болтов без перекосов.
2. Повреждена прокладка. 2. Заменить прокладку.
Нарушена герметичность сальника 1. Недостаточно уплотне­на набивка, ослаблена • затяжка болтов сальника. 1. Дополнительно затянуть болты сальника равномерно без перекосов.
2. Износ сальниковой набивки. 2. Добавить кольцо набивки, а при необходимости заменить набивку полностью.

 

  • В случае, если задвижка (часть ее) не подлежат ремонту или при проявлении критерия предельных состояний — задвижку следует снять с трубопровода. Эту работу нужно выполнять при отсутствии давления в линии. Разобрать на детали, согласно таблицы 6 паспорта и утилизировать.
  • 12 Гарантийные обязательства
  • Изготовитель гарантирует работоспособность выпускаемых изделий при условии соблюдения потребителем условий эксплуатации, транспортирования, хранения, монтажа и технического обслуживания, а также при наличии исправных гарантийных пломб.
  • Гарантийный срок эксплуатации -18 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки завода — изготовителя.
  • Гарантийные обязательства действуют при наличии исправных гарантийных пломб.
  • 13 Информация о работе изделия
  • Учет работы изделия и технического обслуживания рекомендуется выполнять в виде таблицы 8.

                                                                                                                                           Таблица 8

Место и дата установки Основные параметры (PN, t, раб. среда) Дата и вид технич. обслужи вания Наработка Сведения о ремонте Должность, подпись

выполнившего работу

с начала эксплуатации после

послед­

него

ремонта

  • Ваши предложения присылайте по адресу:

49000, г.Днепропетровск, Днепропетровской обл., ул.Б.Хмельницкого 14а, оф. 7, тел: (056) 791-65-95,791-62-90

ООО «НКП «Днипро»

 

  • 14 Транспортирование

Задвижки могут транспортироваться любым видом транспорта. При этом уста­новка задвижек на транспортные средства должна исключать возможность механических повреждений, внутренние поверхности должны быть предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесные устройства — от повреждений.

Электроприводы к задвижкам должны быть упакованы в тару и могут транспорти­роваться отдельно от задвижек.

Строповка задвижки при погрузочно-разгрузочных работах должна осуществляться за стойку крышки.

Цена

Условия и сроки поставки уточняйте у менеджеров.